За годы тренерства больше всего я устала от фразы «ну, упаду, ну что такого».
⠀
Обычно это звучит в ответ на моё замечание о неакуратном сходе с трюка/неконтролируемом спрыгивании. Так-то ученик вправе сам решать, беречь или не беречь ему свое тело, но только не тогда, когда за его тело отвечает тренер.
⠀
Как правило, ученики с таким подходом просто не видели серьёзных травм (и слава богу!) и не представляют, как долго, дорого и сложно придётся в случае чего восстанавливать сорванное плечо/защемленную лопатку/травмированный локоть/продолжи-список-сам.
Тренер же с большой вероятностью насмотрелся на грустный опыт других (если не проходил этот путь сам), но ужаснее всего осознание собственной ответственности за чужую травму. Не важно, сколько тренер дал рекомендаций, насколько внимательно готовил тело ученика к следующему трюку, даже если травма происходит по невнимательности ученика — она лежит в зоне ответственности тренера. Тренеры часто переживают за травмы учеников серьёзнее, чем сам пострадавший: я так однажды довела себя до бессонницы мыслями «а что, если бы я была ближе, а что, если бы успела».
⠀
Так что в очередной раз напоминаю, что мы занимаемся весьма травмоопасным видом спорта — внимательно относитесь к тому, что вы делаете не только во время самого трюка, но и при сходе с него. А если вам хочется биться головой о пол или ломать себе пальцы, то на это у вас есть все свободное от тренировок время.
Кристина Левандовская.