«У учеников все получается, значит, это хороший тренер. А не получается — то плохой!». Так ли это?
Давайте поразмышляем.
Конечно, ученикам приятно, когда они тренировку за тренировкой успешно выполняют все задания, быстро схватывают трюки и получают похвалу. Но результат ли это мастерства их тренера? Или…
К сожалению, часто это результат отсутствия роста сложности и нагрузки.
📥Не все новые трюки работают на наш рост: на любом из уровней можно придумать бесконечное количество «штучек» и форм, залезть в которые — попросту дело заучивания захода. Разучивание большого их количества может выглядеть как расширение трюкового вокабуляра, но с точки зрения развития является топтанием на месте.
💡Какова роль таких трюков? Создание «ситуаций успеха» на тренировках, пока в остальных навыках ученик находится в фазе роста. Буст мотивации, пока более долгосрочные трюки находятся в фазе плато. Они — тренировочный десерт, но никак не основа.
Однако нередко тренеры боятся давать ученикам задания «на рост»: работа над ними не ограничится ни неделей, ни часто месяцем, а расстраивать учеников не хочется. И вместо того, чтобы дать более сложный трюк, тренер выбирает «самое низко висящее яблочко»: никуда за ним тянуться не надо — попробовал, сделал и опять получилось! И вот у нас снова и тренер хороший, и ученик талантливый.
Хороший тренер — тот, который даёт постепенно возрастающую нагрузку, чьи ученики самостоятельны, а их уровень растёт месяц за месяцем. А это значит, что иногда у ученика что-то должно не получаться, для каких-то трюков ему придётся нарабатывать силу, где-то растяжку или ловкость, и это абсолютно нормально!
Определённый процент элементов на тренировке будут ученику «на вырост», это и есть его зона роста и развития. Тут, конечно, нужно понимать насколько сильно «на вырост» элемент мы выбираем и не забывать разбивать его на подводящие этапы, которые уже ученик сможет безопасно отрабатывать.
🔐Так что — совет начинающим тренерам: не жертвуйте развитием ученика, боясь разочаровать его не получившимся мгновенно трюком. Уровень тренера оценивается не в рамках одной тренировки, а в разрезе 3-6 месяцев. Давайте ученикам возможность ошибаться и учиться (ну а иногда, конечно, «кормите» их и инста-штучками — для хорошего настроения).
Кристина Левандовская.