«Но ведь только самому научившись делать трюк, можно до конца осознать нюансы техники».
«Но тренеры в возрасте из других видов спорта, объясняющие на пальцах, все бывшие спортсмены и ранее умели делать трюк, а значит — точно понимают технику».
«Но если сам не смог научиться, на то же есть какая-то причина: значит, чего-то не учитываешь, и объяснять ученикам будешь некорректно».
На прошлой неделе мы писали о том, почему абсолютно нормально давать ученикам трюк, который сам(а) делать не умеешь. Сегодня адресуем основные сомнения и опасения.
———
Во-первых, абсолютно у каждого человека есть слабые стороны и пробелы (скорее даже моменты, имеющие большую склонность стать пробелами). На пилоне чаще всего речь идет о местах с проблемным сцеплением или об ограничениях в гибкости.
Мой личный пример — очень скользкие стопы. Какие-то простейшие элементы с упором в стопу я не могу делать совсем (например, лаз по пилону), для каких-то мне нужно готовить ногу по 5 минут, и этого хватит на одну демонстрацию (например, питерпен). Ни то, ни другое не мешает ни досконально понимать технику, ни прекрасно обучать других людей этим трюкам, не показывая их самой.
Отсутствие у людей, начавших во взрослом возрасте, прекрасных шпагатов или гибкой спины — частый комплекс начинающего тренера. «Лучше просто не буду это давать, чтобы никто не заподозрил» — очень соблазнительная мысль, но вредительская 🙂 Дойти до гибких фигур собственным телом требует многих сотен часов личной практики, а во взрослом возрасте еще и часто бьется о скелетные ограничения. Понять логику прогресса в гибких трюках и поддерживать ученика в его пути — вот путь зрелого тренера.
То же касается и силовых элементов: успех в силовом трюке — это 10% техники и 90% плавного наращивания сложности от подводяшки к подводяшке. Причём сама логика разучивания у большинства силовых трюков совпадает. Путь к силовому выходу грудью вверх и спиной вверх идентичны в принципах, но проходить их нужно отдельно. Хороший тренер, прошедший путь к одному, но не прошедший пока путь ко второму, будет обучать учеников тому и другому. Плохой — только тому, что умеет сам, чтобы себя не выдать.
Во-вторых, пилонные трюки — не изолированные друг от друга навыки. Они складываются в многоуровневую систему, где одно вытекает из другого и смежно с третьим. Зная принципы работы тела на пилоне, имея хорошую насмотренность и умея делать бОльшую часть трюков, вы сможете с ходу понимать технику трюков, к которым сами и не прикасались.
В-третьих, хороший тренер — образованный тренер, и опирается не только на опыт, но и на доступные знания. Техника пилонных трюков — безусловно такое знание. Здесь могла бы быть реклама наших преподавательских курсов, но ее не будет — они нескоро 😁
Кристина Думанская.