Что первое приходит на ум, когда мы слышим словосочетание «гибкость спины»? Скорее всего, прогибы. Кажется, что чтобы совершенствовать элементы на гибкость, нужно работать над разгибанием позвоночника. Но более комплексный и эффективный подход — работать над движением в трёх плоскостях: сгибанием-разгибанием (вперёд-назад), боковым наклоном и ротацией (скручиванием). Преобладающее движение в каждом отделе позвоночника будет разное — это обусловлено отличиями в строении позвонков.
Поясничный отдел действительно больше всего «любит» сгибание-разгибание. В нём также предусмотрен довольно большой объем бокового наклона — около 30° в каждую сторону. Возможно именно этих градусов вам не хватает в асимметричных элементах на гибкость — райской птице, например. А вот ротации в поясничном отделе всего 1-3°. При попытке скрутиться больше — специально или компенсируя недостаток ротации в грудном и бёдрах — отростки позвонков чисто механически столкнутся друг с другом и возникнет воспаление. Если после элементов со скручиванием (например, балерины) начинает болеть поясница — вы скручиваетесь не там, где надо.
Грудной отдел создан для ротации, и большинству людей недостаёт именно её. Начните целенаправленно работать над ротацией грудного и обнаружите, что заходите в элементы, которые казались недоступными, сколько бы вы ни работали над прогибами. Ещё в грудном есть небольшой объём сгибания-разгибания и бокового наклона — амплитуда небольшая, но эти движения должны быть. В идеале — уметь сочетать движения в разных плоскостях: разгибание+ротация, например, сделает доступными балерину, капецио и аллегру.
Шейный отдел — самый подвижный во всех плоскостях и чаще всего ему требуется не увеличение мобильности, а больший контроль. И конечно, важная часть элементов на гибкость — согласованные движения плеча и лопатки и достаточная мобильность ТБС, без которых позвоночник будет брать на себя лишнюю нагрузку.
Работайте вдумчиво и аккуратно над каждым сегментом изолированно, прежде чем собирать сложные элементы на гибкость, и будет вам счастье и прогресс без боли!
Вероника Титова.