«Сейчас когда будем выводить ногу наверх, очень важно сильно подкрутить копчик вперед, если оставите таз неподвижным — движение не получится, опорной же ногой нужно сильно давить на пилон вниз, тогда она не потеряет сцепление. Итак, показываю», — говорит тренер, стоя на полу перед самой первой демонстрацией того, что ученикам предстоит учить.
⠀
Сколько информации усвоили ученики? Что сейчас что-то будут делать две ноги. Сколько информации им было нужно? Нисколько. Пока у них нет визуального представления о движении, им не нужно о нем нисколько информации.
⠀
Объяснять технику человеку, которому не показали фигуры, о которой сейчас пойдет речь — это как в подробностях рассказывать правила игры в настолку людям, которым не показали ни как выглядит игровое поле, ни чем предстоит играть. Этим грешат многие тренеры — пытаются впихнуть в самую первую демонстрацию или даже до нее подробное описание важных моментов техники, а потом думают, что ученик их плохо слушал.
⠀
А как правильно? По моему опыту, хорошее объяснение трюка сводится к трём этапам:
⠀
1) Простая демонстрация трюка для получения первичного визуального представления о движении.
⠀
2) Вторая, замедленная демонстрация, с простыми описательными комментариями, когда вы просто проговариваете, что происходит, хотя все это и так видят («выполняем зацеп дальней ногой, переводим руки над коленом, скользим нижней ногой вбок»): при второй демонстрации ученики уже способны запоминать последовательность действий, а добавление второго канала получения информации (аудиального) отлично в этом помогает (особенно той небольшой части людей, у которых визуальный канал не ведущий).
⠀
3) И только на третьей демонстрации мы объясняем важные ТЕХНИЧЕСКИЕ нюансы исполнения — те «секреты», которые нужно знать, чтобы элемент состоялся. На этом этапе ученик уже хорошо знает, как выглядит трюк, помнит последовательность действий для захода в него и только тогда он способен воспринимать мелкие детали техники.
⠀
Ну а четвёртым этапом пойдет сопроводительная попытка (не путать со страховкой!), когда вы помогаете ученику разобраться с трюком уже на его собственной первой пробе выполнения. Но это другая история 🙂
Кристина Думанская.
.